Развитие мелкой моторики у детей
Большинство родителей слышали про необходимость развития мелкой моторики, но до конца не представляют, как это делать и для чего нужно. В статье объясним все нюансы. А также расскажем, чем отличается крупная моторика от мелкой, какие методы наиболее эффективны для развития моторики и как заниматься с ребенком, не имея специальных приспособлений. Вы узнаете, какие есть нормы, когда нужно обследование, что нужно делать при задержке и можно ли доверять нетрадиционным техникам коррекции.
Мелкая моторика — что это
Мелкая моторика (пальцевой праксис) ― это способность выполнять точные движения пальцами рук, кистями: застегивать пуговицы, держать ложку, шить, писать и заниматься другими видами деятельности. Это возможно благодаря работе нервной, костной и мышечной систем.
Такие умения нужно развивать с раннего возраста: не только для того, чтобы ловко справляться с бытовыми задачами, но и чтобы развивать другие способности. Моторика для детей играет огромную роль для речи, умственной деятельности, координации, сенсорного восприятия. Не зря дети дошкольного возраста в детских садах много занимаются рисованием, лепкой. В процессе задействуются зрение, внимание, восприятие, чувствительность, память.
В головном мозге есть речевой и моторный центры, которые расположены рядом. Поэтому, если стимулировать моторный центр ― это оказывает влияние и на артикуляционный центр. Кроме того, вырабатывается точность движений, владение мелкими предметами, воображение, усидчивость. Ребенку в будущем будет легче обучиться письму и другой деятельности.
Есть нормы, но они не категоричные: темпы развития мелкой моторики у каждого ребенка разные. У грудничков движения хаотичные, они случайно могут коснуться предметов, при этом хватают взрослого за палец. Постепенно появляются целенаправленные движения: младенцы тянутся к игрушке, к лицу мамы. Через некоторое время малыш может схватить понравившуюся игрушку, стучать им, перекладывать из одной руки в другую. В более старшем возрасте появляется навык перекатывания предметов, складывания в корзину.
Таким образом по этапам ребенок учится обращаться с игрушками и другими предметами, тренирует внимание и память. Если родители будут заниматься самообразованием в плане детского развития и помогать малышу с раннего возраста, то развитие мелкой моторики и биомеханики рук пойдут быстрее.
Игры и упражнения для развития моторики рук
Чтобы понять, какие упражнения нужно применять, следует знать биомеханику и этапы развития мелкой моторики.
С рождения до 1 года
В раннем грудничковом возрасте можно применять пальчиковую гимнастику. Вначале это простые поглаживания, массаж, сгибание и растирание пальцев, ладошек. А уже в 3 месяца для развития пальчиковой моторики можно использовать стихи-потешки «пришла коза рогатая», «сорока-воровка», «пальчик, пальчик где ты был?», «ладушки — ладушки», «ходил дед за водой».
Применяйте различные средства: массажные шарики, погремушки. Когда малыш начнет более уверенно удерживать предметы в руках, можете приобрести прорезыватели, кубики, пирамидки.
После 6‒8 месяцев начинается стремительное развитие зрительно-моторной координации. В ход идут матрешки, машинки, игрушечная посуда из небьющихся материалов. Используйте и обычную посуду из эмали, алюминия, пластика: стаканчики, тарелки, а также губки, салфетки. Пусть ребенок складывает их, переворачивает, стучит ложкой, принимает с ними ванную.
Какие еще методы развитие моторики интересны детям в 1 год?
- Стучалки;
- Сортеры или обычная коробка с вырезанными отверстиями разной формы и размеров;
- Конструкторы;
- Музыкальные игрушки, книжки;
- Развивающие коврики;
- Вытаскивание салфеток из коробки;
- Перелистывание книги;
- Рисование ― лучше толстым маркером, чтобы его удобно было держать.
Развитие моторики рук в 1‒2 года
С 1 года дети могут удерживать предметы указательным и большим пальцем (пинцетный захват), понимают целевое назначение предметов. Они с удовольствием играют в песочнице: с ведерками, куличиками, лопаткой, граблями это будет интереснее.
Ближе к 2 годам можно знакомить деток с глиной, пластилином ― обычным, песочным, с гранулами. Следите, чтобы ребенок не тащил их в рот. Если есть возможность, купите пальчиковые краски. Эти занятия укрепляют мышцы рук, кистей.
Собирайте природный материал: орехи, шишки, камешки, красивые листья. Их можно использовать в играх или делать поделки, например, сделать композицию из листьев, приклеив их на картон.
Понадобятся и сыпучие материалы: крупы, фасоль, горох, макароны. Насыпьте их в кастрюлю, перемешайте, и предложите ребенку рассортировать.
Сейчас самое время привыкать обращаться с зубной щеткой, расческой. Использовать пасту необязательно ― главное научиться держать щетку, чистить зубки, сплевывать. Пасту можете подобрать позже ― желательно со стоматологом.
Используйте сенсорную коробку или бизиборд ― развивающие гаджеты с различными приспособлениями: крючками, замками, кнопками, цепями, молниями, кнопочным телефоном. Можно выбрать любой набор в зависимости от возраста или самим его смастерить.
Развитие моторики в 2–3 года
Пальчиковую моторику отлично тренирует комплекс упражнений на кисти и пальчики: соединение подушечек одноименных пальцев левой и правой руки по очереди и все вместе, сжимание кулачков.
Ребенку будет интересно:
- рисование ― мелками, карандашами, фломастерами, красками. Купите большой ватман и пусть малыш творит на нем свои шедевры;
- занятия с бумагой ― рвать, складывать, собирать, делать шарики;
- занятия со счетными палочками ― из них можно строить башню, стакан, коробочку, дорогу, раскладывать по цветам;
- пазлы и мозаика ― в этом возрасте самые простые, с крупными деталями;
- конструкторы, например лего дупло.
Развитие моторики в 3–5 лет
В этом возрасте дети уверенно двигают кистями: могут из пальцев составить фигуру, согласованно действуют обеими руками. Во время занятий чередуем расслабление, сжатие, растяжение кисти. Большая часть занятий проходит в детском саду, а дома родители могут дополнительно заниматься развитием моторики рук.
Начинайте учиться застегивать пуговицы, шнуровать обувь. Для развития навыка обзаведитесь шнуровкой: сначала самыми простыми, затем более усложненными. Можно смастерить шнуровку из толстого картона и шнурков с наконечником или нанизать крупные макароны на нить/шнур. Попробуйте обрывную аппликацию, когда из полосок цветной бумаги нужно сделать дерево, домик, собаку, тигра и т.д.
Для тренировки моторики детей Используйте массажные, или тактильные мячики. Продолжайте лепить из пластилина. Сейчас ребенок уже может слепить определенную фигуру. Используйте подручный материал ― семена подсолнечника в качестве иголок ежа, бусинки ― вместо глаз.
Развитие моторики старше 6 лет
В старшем дошкольном возрасте упражнения те же, но уже посложнее. Например, можно пробовать делать оригами, вырезать детали для аппликаций, собирать лего с мелкими деталями.
Правила развития моторики рук
Когда занимаетесь с ребенком, учитывайте его настрой, самочувствие. Если он болеет, капризничает, плохо себя чувствует, пользы от развития моторики рук не будет.
Другие важные моменты:
- Гимнастика должна быть регулярной, но процесс не должен стать обязательством для малыша;
- Комплекс занятий рекомендуется проводить после дневного сна. Но повторять их можно в течение дня для закрепления;
- Превратите занятия в увлекательную игру, не забывая при этом хвалить за его старания и успехи. Например, подойдут такие игровые виды деятельности, как собирание конструктора на время, ходьба на руках, занятия на шведской стенке (тренируют мышцы всего тела, общую моторику);
- Старайтесь выходить на прогулку при любой погоде. Свежий воздух оказывает положительное влияние на головной мозг.
Для моторики детей полезны будут занятия в развивающих центрах. При желании можно записать ребенка в такой центр, например, который работает по Монтессори. Следует настороженно относиться к непроверенным нетрадиционным техникам.
Остановимся на развитии крупной моторики. Это движения туловища, рук, ног, головы. Для этой группы мышц полезны танцы, спорт, плавание. Подумайте, как вы можете развивать общую моторику.
Не нужно принимать лекарственные средства, витаминные добавки, которые якобы стимулируют ребенка. Это не более чем маркетинговый ход: витамины нужно давать только при доказанном дефиците (кроме витамина D ― его нужно принимать постоянно), а другие препараты могут быть попросту опасны. Будьте с этим осторожны!
Диагностика нарушений мелкой моторики
Обследование тонкой моторики у детей проводит специалист. Тестирование в игровой форме направлено на выявление нарушений владения руками и пальцами, письма. На основе диагностики специалист определяет уровень координации рук и глаз. При выявлении задержки развития тонкой моторики и сложности в выполнении координированных движений назначается коррекция: пальчиковую гимнастику, массаж рук, различные виды деятельности.
Также проводят исследование артикуляционной функции, так как эти нарушения взаимосвязаны.
Кто находится в группе риска? Дети с перинатальной патологией, недоношенностью, перенесшие нейроинфекцию, черепно-мозговую травму, травму рук, нарушения зрения, с речевой патологией, с умственной отсталостью, психическими заболеваниями. При работе с такими детьми следует учитывать особенности их болезни.
Как мы уже говорили, моторика для детей играет большое значение. При его невысоком уровне возникают трудности в учебе, письме, речи. Поэтому необходимо своевременно диагностировать отклонения, заметить их, а это возможно только при осведомленности родителей, их внимательном отношении к своему ребенку. Важна роль самообразования: знающий родитель сможет заподозрить патологию на ранней стадии.
Профилактика
Развитием моторики рук необходимо заниматься с младенчества. Особое внимание нужно уделять детям с особенностями психомоторного развития, с умственной отсталостью. Врачи и родители отмечают, что по мере улучшения моторики уменьшается выраженность проблем с речью, письмом.
Литература:
Fine Motor Skills Development for Babies 7 — 12 Months. Day2DayParenting. Ссылка: https://day2dayparenting.com/
Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 64 с. (Библиотека логопеда). https://tc-sfera.ru/upload
Развитие мелкой моторики у малышей / Г. Е. Логоша, Е. С. Симонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 299-302. https://moluch.ru/archive/180